Непростой тренировочный полёт: LWOH-LGKA (IVAO SC exam)

Отвечаем на вопросы новичков, касающиеся технике выполнения полета. Ну и молодым диспетчерам советом поможем. По настройке программ для онлайна писать в соответствующие ветки

Непростой тренировочный полёт: LWOH-LGKA (IVAO SC exam)

Сообщение EU3EU » 03 окт 2008, 00:43

В рамках подготовки к практическому экзамену на SC захотелось мне полетать в таком месте, где есть два недалеко расположенных аэродрома с непростой схемой выхода и захода, чтобы можно было за час-полтора полёта и выход покрутить, и в холдинге поболтаться, и радиалы поперехватывать. Покурив Джепсен, выбрал как раз такую идеальную парочку: Охрид LWOH и Кастория LGKA.

LWOH расположен в Македонии, на берегу красивого горного озера. Место курортное и высококультурное: лет пятнадцать назад мне приходилось часто общаться в эфире с македонским радиолюбителем из расположенной рядом с аэропортом небольшой деревушки Струга, в которой уже больше сорока лет проводится широкоизвестный ежегодный международный поэтический фестиваль "Струшки Вечери на Поезијата". Лауреатами этого фестиваля становились такие мэтры, как Булат Окуджава, Роберт Рождественский, Иосиф Бродский. В общем, местечко примечательное.

Да и аэродром весьма непростой. Навороченные схемы выхода и ухода на второй круг построены исходя из того, что по озеру, всего в 6.4 морских милях от берега, проходит граница с Албанией, которую лучше не перелетать. Во избежание, так сказать. И довольно высокие горы вокруг: чуть зазевался - и уже прилетел.

Аналогичный аэропорт, окружённый горами, на берегу озера, расположен в греческой Македонии. Город Кастория - малопримечательный, хотя очень древний. Расположен на вдающемся в озеро полуострове с узким перешейком. Это позволило, используя естественные преграды, построить почти неприступную цитадель.

Итак, Охрид. Загружаю свой любимый Boeing 737-500, REG/EW251-PA. Тесненько там, на перроне. Да и темновато. Я даже не смотрел, работают ли мои аэродромы ночью в реале: в темноте по приборам летать интереснее.

Смотрим погодку.
LWOH 021730Z 00000KT 9999 FEW030 OVC050 14/12 Q1015=
Ветра нет, видимость отличная, но облачка начинаются с 3000 футов над ВПП. Правда вечер, холодает и через пару часов наверняка будет туман.
Что в Кастории:
LGKA 021700Z 00000KT 8000 BKN025 OVC080 14/13 Q1016=
Ветра нет, но видимость падает. Судя по температуре, через час из-за тумана заход будет сильно осложнён. Надо спешить и быстренько вылетать, иначе уход на запасной аэродром обеспечен. Но хочется же и missed approach покрутить.

Поскольку ветра нет, а я в душе комсомолец, буду взлетать с ВПП 02, в сторону гор. Просто этим курсом выход веселее получается:
Изображение

Вбил в FMC флайтплан - PEP1 PEP N731 KAS. Но, разумеется, позволять FMC пытаться выйти на автомате не получится: эта железяка очень любит оптимизировать. Ещё, не дай бог, прямо в гору меня воткнёт. Нет уж, ручками выводить будем! На любимой страничке FIX в FMC вбиваю VOR OHR, а также пару радиалов и окружность радиусом 4nm: 155/4 и 201. Окружность нужна, чтобы визуализировать точку на радиале 155, после которой нужно начинать правый разворот на радиал 201. Если запоздать, можно и в Албанию ненароком залететь.

На экране EHSI - красивая картинка, которая поможет мне аккуратно вывести самолёт:
Изображение

Завожусь, выруливаю по полосе на исполнительный, взлетаю. Услышав доклад "positive rate", убираю шасси. Но закрылки, находящиеся в положении 5 градусов, пока не трогаю: скорость на выходе буду держать 170 узлов. Набрав 2700 футов (это всего 400 футов над полосой), начинаю левый разворот на курс 135 градусов с креном 25 градусов. Вертикальная скорость - 2000 футов в минуту. Приборная скорость приближается к заданным 170 узлам, включаю автопилот в режиме автотяги, чтобы сильно не отвлекаться на установку скорости. Убираю закрылки до 2 градусов. Но пилотирую ручками: рано ещё автоматику подключать. Неплохо так повернул, быстро: на курс 135 градусов ложиться на пришлось. Можно лететь прямо на VOR и уходить с него по радиалу 155.

Пролетев VOR на высоте почти 5000', накручиваю heading на MCP, включаю автопилот в режиме набора с постоянной скоростью 1500 fpm на заданном курсе и отпускаю джойстик. Параметры стабильны, самолёт летит уверенно. Первая фаза выхода закончилась, дальше будет проще. Пролетев отметку 4 nm, накручивая в MCP heading, выполняю плавный правый разворот, чтобы аккуратно лечь на радиал 201 в направлении VOR.

VOR пройден на высоте 8000', с запасом. Включаю LNAV, убираю закрылки и задаю скорость 250 узлов. дальше FMC сам справится. Пройдя высоту перехода 11000', устанавливаю на альтиметре стандартное давление и продолжаю набор до подписанного FL120, после чего, убедившись в стабильности параметров полёта, спокойно иду на кухню курить и пить кофе. Контроля нет, можно и расслабиться.

Вот такой вот выход получился:
Изображение

(продолжение следует...)
Изображение
Аватара пользователя
EU3EU
 
Сообщения: 254
Зарегистрирован: 26 ноя 2007, 03:44
Откуда: UMMM из окна видно
ivao: 212885

Re: Непростой тренировочный полёт: LWOH-LGKA

Сообщение EU3EU » 03 окт 2008, 01:36

И вот, впереди VOR KAS - конечная точка маршрута, с которой начинается заход по VOR DME. Других схем захода в Кастории нет. Заметьте: снижение к аэродрому отнюдь не совпадает с направлением ВПП, потребуется снизиться до высоты принятия решения примерно 3600' и лететь, не снижаясь, прямо на VOR. Пока в поле зрения не появится ВПП, вот тогда-то и придётся взяться за джойстик, выполнить S-образный манёвр и аккуратно посадить самолёт ручками. Если же ВПП не будет видна, то нужно продолжать лететь на VOR и, не долетев до него 1 nm, начать уход на второй круг, набирая изначально высоту вдоль радиала 295. А какая схема захода и ухода - закачаешься! Раз, два, три, четыре, ПЯТЬ радиалов и холдинг! То, что мне и нужно:
Изображение

На подходе к VOR сбрасываю скорость до 200 KIAS, выключаю LNAV и, управляя MCP heading, вхожу в левый холдинг, снижаясь в нём до 9000' по QNH аэродрома. Вход в холдинг простой - direct entry, поскольку подхожу с севера. С запада дует ветерок в 10 узлов, почти не оказывающий влияния на inbound leg, поэтому засекаю groundspeed, приблизительно 230 узлов, и на страничке FIX FMC вбиваю VOR KAS. Рисую от него радиал 349 с окружностью 3.8 nm, чтобы чётко визуализировать на EHSI одноминутную inbound leg холдинга (230 kt / 60 min = 3.8 nm). Запоминаю поправку в курс на боковой ветер и чётко выполняю кружок. На этой скорости (230 TAS) и высоте Боинг не способен выполнить стандартный разворот, поэтому круг получился в 4 минуты 20 секунд. Но это не важно: главное - точно соблюдать длительность полёта по inbound leg в одну минуту.

Настроив на NAV1 частоту VOR 114.5 MHz, устанавливаю курс 169 и покидаю VOR по этому радиалу. Выпустив закрылки на 2 градуса и вывалив шасси, а также задав автопилоту скорость 180 узлов, снижаюсь до высоты 6000'. Тем временем на страничке FIX FMC добавляю радиал 149 (соответствующий курсу захода 329 градусов) с окружностью 9 миль. Пересекая эту окружность, отлично отрисованную на EHSI, начинаю левый разворот на перехват радиала 149, попутно снизив скорость до 160 узлов и вывалив закрылки на 10 градусов. Вот я и на радиале, в 9 милях от VOR, QDM 329. Начинаю снижение, задав автопилоту мою минимальную высоту снижения (MDA) для моего типа самолёта - 3600'. Однако облака сгущаются - аэродром еле заметен, но полоса прослеживается чётко. Можно переходить на ручное управление, снижать скорость, вываливать всю механизацию и успешно садиться визуально. Но я же сюда не за этим летел!

Надо бы на EHSI отрисовать радиал для ухода на второй круг, 295 градусов. Но на страничке FIX закончились свободные строчки. Вбивать вместо старых? Не надо! Жмём кнопку NEXT PAGE - вот нам ещё три свободные строчки. Просто праздник какой-то! Вбиваю в них 295/7, 261/3 и 188/6. Вот и все радиалы, которые мне нужны для ухода, и окружности с расстояниями.

Когда до VOR остаётся 1 миля, жму кнопку "TOGA", хватаю джойстик и аккуратно укладываю самолёт на радиал 295, после чего убираю шасси и закрылки (до 1 градуса), пересбрасываю Flight Director (хоть не по ILS в режиме APP заходил, но привычка такая - всегда на уходе быстро передёрнуть FD) и заново включаю автопилот, задав ему скорость 180, набор 9000' со скоростью 1500 fpm.

Дальше всё просто - глядя на EHSI, проходя точки, спокойно ввожу самолёт в развороты на нужные радиалы. Последний разворот, после прохождения R188/D6.0. Я уже на 9000'. убираю закрылки и устанавливаю на MCP скорость 200 узлов. Лечу прямиком на VOR, чтобы снова войти в холдинг.

Судя по курсу, получается parallel entry, да ещё и с нулевым отклонением от радиала. Отлично. По секундомеру разворачиваюсь вправо на VOR, прохожу его и выполняю для профилактики ещё один кружок. И снова заход, как описывалось выше.

Вот что получилось:
Изображение

Ещё на снижении, сквозь облака увидел огни ВПП, выполнил визуальный заход и мягко сел, немножко перелетев знаки. Зато ОЧЕНЬ мягко притёрся! :)
Изображение

Вот такая вот тренировочка. Может быть, кому-нибудь мой отчётик и пригодится, чисто в образовательных целях.
Изображение
Аватара пользователя
EU3EU
 
Сообщения: 254
Зарегистрирован: 26 ноя 2007, 03:44
Откуда: UMMM из окна видно
ivao: 212885

Re: Непростой тренировочный полёт: LWOH-LGKA

Сообщение Hidden Demon » 03 окт 2008, 10:18

конечно пригодится!
будут же и другие наши парни экзамены сдавать!
ИзображениеИзображение
Изображение
BY-DIR
Аватара пользователя
Hidden Demon
Администратор
 
Сообщения: 492
Зарегистрирован: 29 окт 2007, 15:53
Откуда: Минск, Орша
ivao: 176518

Re: Непростой тренировочный полёт: LWOH-LGKA

Сообщение Kirill Dubelevich » 03 окт 2008, 11:13

Полюбому пригодиться. Тебе бы учебники писать :)
В общем, ждем новых полётов и разборов ;)
Аватара пользователя
Kirill Dubelevich
Администратор
 
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 29 окт 2007, 15:50
Откуда: Grodno, Belarus
ivao: 196370

Re: Непростой тренировочный полёт: LWOH-LGKA

Сообщение Oleg » 21 окт 2008, 08:28

Угу, толково написано. Спасибо
Изображение
Аватара пользователя
Oleg
 
Сообщения: 211
Зарегистрирован: 18 ноя 2007, 16:59
Откуда: Minsk
ivao: 174436


Вернуться в Курс Летной Подготовки

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1