HOW-TO: Как крутить зоны ожидания на Боинге

Технические вопросы и проблемы связанные с виртуальным авиапарком.

HOW-TO: Как крутить зоны ожидания на Боинге

Сообщение EU3EU » 25 сен 2008, 16:03

Сейчас по вечерам активно тренируюсь, готовлюсь к практическому экзамену на SC. Радиалы VOR, QDM, QDR, холдинги, SID/STAR, заходы по ILS, уходы на второй круг.

Так вот, если радиалы VOR перехватывать достаточно просто, т.к. установленный радиал отображается линией на EHSI в режиме MAP и можно легко оценить момент начала поворота на перехват, то с навигацией по NDB не совсем удобно получается. Стрелочка показывает на NDB, да ещё и не на его магнитный курс, а на его положение относительно оси самолёта. При боковом ветре, чтобы лететь точно к/от NDB, нужно удерживать track посередине между осью самолёта и стрелкой NDB. Это как-то неочевидно и даже в голове не укладывается. Выглядит, как будто у пьяного в глазах двоится. :)

Да и холдинги летать при сильном ветре не очень удобно получается.

И вот, меня осенило. В FMC FeelThere Wilco Boeing 737 есть очень удобная кнопочка - FIX. Вбиваешь в неё любую точку - хоть VOR, хоть NDB, хоть Iintersection, да хоть просто координаты - и она сразу же показывается на EHSI. Но это ещё не всё: в том же меню FIX можно задать до трёх радиалов от этой точки, и до трёх окружностей вокруг неё с заданными радиусами, которые отобразятся на EHSI.

Быстро и удобно. Вбил NDB, вбил QDM - и вперёд на перехват, дальше лети точно по линии. Вбил VORDME, нарисовал круг и радиалы - и лети себе по дуге, выполняй красивый подход (например, с моря в LFMN или в DTMB). Разумеется, курсом при этом придётся управлять в режиме Heading Select автопилота.

И в холдингах удобно, если ветер дует. Режим "HOLD" в FMC с этим делом справляется просто безобразно, тупо ведя самолёт по нарисованной линии. Красиво это на карте, но отнюдь не правильно! Поэтому холдинги я выполняю автопилотом, задавая курс в режиме Heading Select, да ещё и на скорости 180..200 KIAS, при которой самолёт ещё способен выполнить стандартный разворот (180 градусов за одну минуту). В режиме FIX FMC ставлю точку холдинга, рисую к ней inbound leg. Они появляются на EHSI. Вхожу в холдинг (как положено - управляя хедингом, с секундомером), на первом же круге засекаю свой groundspeed на inbound leg и запоминаю поправку к курсу, чтобы учесть ветер. На outbound leg добавляю в нужную сторону поправку на ветер, равную удвоенной поправке на inbound leg. Делю groundspeed на 60, "рисую" на EHSI окружность вокруг точки с вычисленным радиусом. После чего уверенно кручусь, обеспечивая стабильную одноминутную inbound leg и весь круг ровненько за 4 минуты, как и положено, не особо отвлекаясь на стрелку секундомера.

Век живи - век учись!
Изображение
Аватара пользователя
EU3EU
 
Сообщения: 254
Зарегистрирован: 26 ноя 2007, 03:44
Откуда: UMMM из окна видно
ivao: 212885

Re: Открыл для себя удобную фишку

Сообщение Hidden Demon » 26 сен 2008, 13:13

дядька, давай картинки (скрины EHSI и FMC)
по этапам, а то я до конца не понял
ИзображениеИзображение
Изображение
BY-DIR
Аватара пользователя
Hidden Demon
Администратор
 
Сообщения: 492
Зарегистрирован: 29 окт 2007, 15:53
Откуда: Минск, Орша
ivao: 176518

Re: Открыл для себя удобную фишку

Сообщение EU3EU » 26 сен 2008, 17:00

Прямо сейчас, на рабочем компе, у меня Wilco 737-500 нету, зато есть 737-800 от PMDG. В повороты он очень неохотно входит, автопилот о паксах беспокоится (чтоб не заблевали там всё). Но через секунд пятнадцать после установки хединга он таки начинает крутить положенные 3 градуса в секунду. Поэтому даже на скорости 180 KIAS, разворот на 180 градусов занимает где-то 01'15". Однако, главное в холдингах на лайнерах не это, а:
1) inbound leg ровно за 1 минуту;
2) точный выход на курс inbound leg, не допуская перелёта.
Да и потяжелей машинка, поэтому даже на 180 узлах приходится вываливать закрылки. Ну да ладно, на нём и показываю.

Итак, представим, что мы выполняем missed approach после захода по ILSDME на ВПП 23 в EHGG, с неисправной связью. Ответчик 7600, все дела. Вокруг болтаются сессны, и остаётся надеяться, что диспетчер в это время всеми силами пытается их разогнать с нашего пути. Высота 3000', идём, вручную задавая автопилоту heading, со скоростью 200 узлов на локатор (NDB) SO (330.0 kHz), согласно карте:
Изображение

Ветерок неплохой, 16 узлов, дует с юга. Вбивать точки в маршрут и назначать холдинг в FMC - нерационально и даже бессмысленно. Жмём кнопку FIX, вбиваем туда SO. В появившемся списке выбираем наш локатор, с частотой 330. Он верхний в списке (т.к. ближе всего к нам). Тэкс, холдинг стандартный, inbound leg - QDM 232 SO. Вбиваем в первую строчку "052/3.3", чтобы отрисовать нужный нам радиал QDR 052 SO (который соответствует QDM 232 SO) и задаём окружность с радиусом 3.3nm (примерно столько пролетает самолёт на скорости 200 узлов за 1 минуту). Поскольку вход в холдинг получается offset entry ("teardrop"), вбиваем во вторую строчку "022" - вспомогательный QDR 022 SO, по которому мы полетим после прохождения локатора в течение одной минуты, прежде чем начнём правый поворот.

Вот что получилось на экране FMC:
Изображение
А вот, что мы наблюдаем на EHSI:
Изображение

Дык, по такой картинке и лететь приятно! Проходим локатор, доворачиваем на радиал 022, летим по нему 1 минуту, сбавляя скорость до 180 KIAS и выпуская закрылки на 2 градуса. Начинаем правый поворот, постепенно нащёлкивая heading до курса 220, и, ориентируясь по линии поворота, играя хедингом точненько совмещаем track с радиалом 052. Всё, мы уже на inbound leg.
Изображение

Смотрим, какая у нас groundspeed. Ага, 176 узлов. Значит, за 1 минуту мы пролетим 176/60=2.9nm. В верхней строчке FMC заменим "052/3.3" на "052/2.9". А поправка в курс на ветер - 4 градуса, запоминаем.
Изображение

Летим к локатору, точно над ним начинаем правый разворот, ложимся на обратный курс 52+4 = 56 градусов. Это курс (track) с поправкой на ветер. А heading для этого надо выставить ещё на 4 градуса больше - 60. В первом же развороте заодно и снижаемся до 2000 футов, как и положено.
Изображение

На траверзе точки, где пересекается окружность с радиалом 052, начинаем правый разворот с целью выйти на inbound leg точно в этой точке. От которой, как понимаете, мы будем лететь до локатора ровно одну минуту, что и требуется. Главное - не проскочить радиал! Лучше остаться чуть "внутри" зоны ожидания, чем вылететь за него. Именно поэтому я входил в холдинг на скорости 200, а летал на скорости 180 узлов: чтоб в первом же развороте случайно не выскочить за пределы. Дал себе небольшой запасик, учитывая, что разворачиваться придётся аж на 210 градусов (с курса 022 на курс 232).

Перехват inbound leg:
Изображение

Накрутившись в холдинге, можно начинать и заход. Вот, как мы полетали:
Изображение
Вполне ничего так вышло, учитывая, что я 737-800 PMDG никогда не водил. :)

Добавлю ещё, что в реале при входе в зону ожидания диспетчер может назначить и EAT - оценочное время начала захода. Нужно так рассчитывать свой полёт в холдинге, чтобы точно в назначенное время оказаться над holding fix. При необходимости позволяется "укоротить" последний круг или поиграть со скоростью (не превышая допустимую, ну и снижая лишь до разумных пределов).
Изображение
Аватара пользователя
EU3EU
 
Сообщения: 254
Зарегистрирован: 26 ноя 2007, 03:44
Откуда: UMMM из окна видно
ivao: 212885


Вернуться в Матчасть

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron